«Русская Палестина» как архитектурно-ландшафтный и историко-богословский комплекс.
Начиная с конца XIV - начала XV в. растет паломничество к Святым местам, например, упоминания о паломничествах содержат «Хожение архимандрита Агрефенья» 1370-е гг., «Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину» 20-е гг. XV в., «Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину» 50-60-е гг. XV в. и другие несомненные свидетельства.
Паломничество было сопряжено с громадными трудностями и риском для жизни, так как в 17 веке древняя Палестина была захвачена иноверцами, поэтому поклонение великим святыням, связанным с жизнью, смертью и воскресением Спасителя, стало практически невозможно для простых верующих.
Россия фактически стала вселенским центром Православия.
В это время господствовала точка зрения о Москве и России как «третьем Риме», наследующем материальное и духовное могущество павшего некогда «Рима второго» - Константинополя и православной Византийской империи. В то же время уже в 16-м веке в русском обществе сложилось представление о Москве как о духовном центре России, «Новом Иерусалиме».
На берегах реки Истры Патриархом Никоном была создана подмосковная Палестина, с центром в Воскресенском монастыре Новый Иерусалим и включающая обширные прилегающие территории.
. Уникальность и еще не оцененное по достоинству значение созданного трудами Святейшего Патриарха Никона на подмосковной земле в 17 веке уникального комплекса святынь, получивших название Русской Палестины, повторяющих архитектурно-ландшафтные особенности Палестины древней, мало кому известна, как в России, так и в мире.
Вместе с тем, святыни Русской Палестины – уникальное явление не только для России, но и для всего мира. В монастыре и окрестностях повторены Вифлеем, Иордан, Вифания, Рама, Назарет, горы Елеон, Фавор, «Ермон», Капернаум, Рамская роща, Гефсимания, поток Кедрон, Силоамская купель и др.
При этом ландшафтные особенности Русской Палестины в городе Истре и ее окрестностях достаточно точно повторяют природу в Палестине древней.
Промыслительно нашло свое место на подмосковной земле даже Галилейское море (Истринское водохранилище, построенное в 30-х гг. XX столетия), а Саввино-Сторожевский монастырь ориентировочно совпадает с обителью Саввы Освященного в Палестине древней.
Вероятным толчком к строительству Русской Палестины многие авторы считают появление в 1655 г. в русском переводе «Скрижали» - нового толкования Божественной литургии, церковной архитектуры и литургических предметов, присланного константинопольским патриархом.
Смысл великого замысла Святейшего Патриарха Никона многогранен.
Он заключался не только в переносе копии храма Гроба Господня и топонимов Святой земли на русскую почву.
Значение Русской Палестины для формирования общенациональной идеи до сих пор не оценено.
Намерением Святейшего Патриарха Никона было воспроизвести под Москвой копию древнего Иерусалима, которая должна была заменить для жителей Российского государства Святой город, находившийся в то время в руках иноверцев, и учитывая пророчество монаха Филофея «Москва-Третий Рим, а четвертому не быти», создать новый центр всемирного православия.
На самом высоком холме – Сионе воздвигался монастырь с Воскресенским собором, который, по мысли Патриарха, «образом, мерою и добротою» уподоблялся бы величайшей христианской святыне - храму Гроба Господня (храмом Воскресения) в далеком Иерусалиме.
Сердцем Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, как и в Иерусалиме древнем, была Кувуклия - часовня над Гробом Господним.
Одновременно создание Нового Иерусалима означало стремление к Иерусалиму Горнему (Царству Божию), который согласно Апокалипсису Иоанна Богослова, представлял из себя «град»: «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего...».
Большое значение имел также и характерное для Патриарха стремление отделить церковную власть и духовные устремления православных («Новый Иерусалим») от светской государственной власти («Третий Рим»).
Фактически идея Нового Иерусалима означала духовный путь развития России, стремление стать и остаться центром Православия.
Патриарх Никон главной опорой в духовной жизни видел стремление к Горнему миру, к Царству Небесному.
Патриарх Никон мыслил связать место всеобщего спасения верующих с монастырем как островом спасения от бездны «мира сего».
Одновременно был подчеркнут и вселенский, общехристианский характер монастыря, населенного разноплеменными, но православными народами. Только православие, по мнению патриарха, смогло сохранить чистоту христианства. Хранителем православия и ревнителем благочестия оставалась последняя и единственная мировая держава - Россия.
Стремление царя Алексея Михайловича об освободительных походах на Восток с последующим присоединением Греции и Палестины, занятых турками, оставались только мечтаниями, то «подмосковный Иерусалим» был уже создан и не требовал никаких дополнительных жертв.
Святой землей становилось все Московское государство, а духовным центром православия - монастырь Новый Иерусалим.
В монастырский комплекс Нового Иерусалима входит обширная территория, тесно связанная с монастырем на всем протяжении его развития, от самого его основания.
С возведением монастыря преобразился сам характер местности – был значительно изменен рельеф, подсыпан монастырский холм – Сион, спрямлено русло реки Истры - Иордана, прорыта речка Золотушка – поток Кедрон, устроена гидросистема - канал с множеством прудов. В окрестностях монастыря появились Гефсиманский сад, аллеи вокруг монастыря, к Скиту, к Елеонской часовне, роща Уриин сад и т.д.
На обширной территории со второй половины XVII века строились часовни, ставились поклонные кресты, устраивались ремесленные производства, монастырские гостиницы, странноприимные дома, школы, всевозможные мастерские, мельницы, сараи и прочие строения.
Ряду ближайших к монастырю мест в 1650-1670-х гг. Патриарх Никон дал библейские названия. Объекты, элементы ландшафта в окрестностях монастыря, посвященные отдельным историко-церковным событиям либо значимым в богословском отношении географическим точкам, сложились в грандиозную панораму событий и идей, сакрального и исторического значения в нерасторжимом единстве, вызывающую те же чувства, которые естественно возникают на Святой земле, в Святой для христиан земле - древнем Иерусалиме.
Район размещения православных русских святынь «Русская Палестина» - это икона на местности, святая заповедная земля.
«Территорию подмосковной Палестины можно сравнить со своего рода ожившим чертежом, где все масштабно уменьшено, единым взглядом обозримо, но соотнесено друг с другом и новозаветной топографией с возможной для данной местности точностью. При устроении Нового Иерусалима основным принципом расположения святых мест по отношению к Воскресенскому монастырю был принцип топографического соответствия христианским святыням Палестины, с центром - градом Иерусалимом на горе Сион. Наряду с этим, соблюдался принцип образного и символического воспроизведения первообразов, следует отметить и визуальное сходство, сближающее некоторые святые места Нового Иерусалима с Палестинскими прототипами. Отстоящие друг от друга на многие километры Святые места Палестины представлены в Новом Иерусалиме на одной «плоскости». Воскресенский собор выделен как смысловой и композиционный центр. Территория к востоку от монастыря воспроизводила восточные окрестности Иерусалима, достаточно точно. Территория к северу воспроизводила образ святых мест, соответствующих Палестинской Галилее». (Выборнов В.Н.)
- На территории к востоку от Сионского холма с Воскресенским монастырем воспроизведены восточные окрестности Иерусалима.
Святейший Патриарх Никон отметил подмосковную гору Елеон водружением Поклонного Креста в 1957 году. В конце 17 века над крестом была построена Елеонская часовня.
- На востоке от вершины горы Елеон (соответствует въезду в город вблизи моста через реку Песчанку) Патриарх Никон построил Новодевичий монастырь.
Новодевичий монастырь, «нарицаемый «Вифания», топографически соответствовал Палестинской Вифании, расположенной на восточном склоне горы Елеон.
У подножия горы Елеон в Палестине древней находится селение, называемое Вифанией, где жили сестры- мироносицы Марфа и Мария. Именно их брата Лазаря воскресил Спаситель на четвертый день после его смерти.
- В 17 веке в Новом Иерусалиме Галилея располагалась за Истрой – Иорданом. К северо-западу от Воскресенского монастыря расположен холмы, названные в ХVII веке Фавором и Ермоном.
Сейчас ближняя к монастырю часть горы Фавор занята садовым товариществом. К востоку от холма – находится село Микулино (сегодня Никулино), переименованное Патриархом Никоном, после покупки его, в Преображенское.
По переписным книгам 1678 года в селе значится каменная «церковь Преображения Господня.
В купчей на село Микулино значится «пустошь Зиновьева на ручью». Следовательно, деревня возникла уже после покупки Патриархом земель к северу от Воскресенского монастыря. Территориально она была близка к Преображенскому - Микулино. Капернаум (Зиновьева), несомненно, возник по замыслу Патриарха Никона - он упоминается в документах 1666 года. В 1678 году это было небольшое поселение, почти втрое меньше, чем Преображенское: «Деревня Зиновьева на ручью, что ныне слывет Капернаумова, а в ней крестьянских и бобыльских 7 дворов, людей в них 34 человека».
- Местность к северу от Воскресенского монастыря Новый Иерусалим стала подобием, образом Святых мест, соответствующих Палестинской Галилее. Там, в городе Назарете, расположенном вблизи Генисаретского- Тивериадского озера. прошло детство и отрочество Спасителя. Городу Назарету, если принять, что подобием Галилейского (Генисаретского- Тивериадского ) озера является Истринское водохранилище, соответствует в Русской Палестине храм Бориса и Глеба в д. Куртниково.
Вблизи Назарета был расположен город Кана, где Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино на свадебном пиру.
- К северу от монастыря пойма реки Истры – Иордана была названа Иосафатовой долиной. У подножия монастырского холма был устроен колодезь Самарянский.
Местность между речкой Золотушкой-Кедронским потоком и рекой Истрой-Иорданом именовалась Египетской страной, у подножия монастырского холма устроена купель Силоамская.
К западу от монастыря располагался и Мамврийский дуб, напоминавший паломникам о Божественном посещении Авраама тремя ангелами, он сохранялся до середины XX века.
- Южные территории от Воскресенского монастыря в составе Нового Иерусалима, могут рассматриваться только предположительно.
В Палестине к югу от Иерусалима находится одна из наиболее чтимых христианских святынь - город Вифлеем с византийской базиликой Рождества Христова. Известно, что Вифлеем был и в Новом Иерусалиме. Но расположение его в 1660-х годах неизвестно.
Неизвестно также, что имелось в виду под этим названием: только местность или одно из монастырских сел с церковью (скорее всего - деревянной) во имя Рождества Христова. Возможно, у Патриарха Никона было намерение создать архитектурный образ Вифлеема - у него имелись документальные источники: деревянная кипарисовая модель Вифлеемской базилики и, может быть, чертежи из книги Бернардино Амико, где Вифлеемский собор изображен с планами и разрезами.
В 1996 году был выполнен проект по сохранению и благоустройству Русской Палестины. В его составе на инициативной основе был разработан «Историко-археологический, архитектурно-ландшафтный опорный план» на весь монастырский комплекс, включая прилегающие территории. (Авторы: архитекторы Алимова Г.С., Верховская М.А., Выборный В.Н., архив –Зубарев В.В., «Экоград-Наследие», ФГУП «Гипрогор», 1995-98, 2004гг).
Проектом предполагается выделить историко-культурный и архитектурно-ландшафтный, историко-богословский комплекс «Русская Палестина» – в качестве памятника истории и культуры со статусом «Историко-ландшафтного и архитектурного территориального комплекса».
Основная богословская, церковно-историческая и пространственно-структурная концепция, идея, заложенная первоначально Патриархом Никоном, во многом сохранилась неизменной в своей сущности и может быть выявлена методами градостроительно-ландшафтной реставрации: расчисткой секторов обзора, восстановлением церквей и памятных мест, установлением поклонных крестов и т. п., с воцерковлением основных участков комплекса уже на первом этапе, с организацией пешего пути для паломников по основным местам и объектам «Русской Палестины».
В ходе разработки проекта были проанализированы основные материалы по данной теме (по состоянию на 1995 год), с определением динамики, тенденций и особенностей, месторасположения объектов монастырского комплекса, выявлен ряд историко-архивных материалов по владениям, землепользованию, хозяйственной деятельности монастыря и владельцев соседних земель, позволивших уточнить эволюцию освоения монастырских земель, застроенных территорий и ландшафтов- все это необходимо для обеспечение условий и возможности наиболее полного восприятия «Русской Палестины» как целостного историко-культурного и богословского памятника, который, по словам И. Э. Грабаря «был подлинным чудом национального русского искусства, одной из самых пленительных архитектурных сказок, созданных человеком».
Повсеместно проект 1995 года получил исключительно одобрительные отзывы, вместе с тем, до настоящего времени границы и регламенты территорий объектов «Русской Палестины», зоны их охраны - остаются не утвержденными.
До революции число монахов в монастыре Новый Иерусалим составляло в разные периоды до нескольких сотен.
В 1919 году монастырь закрыли, монахов частично выселили, других сослали и расстреляли.
Сохранились Протоколы о закрытии монастыря, которые символично (и откровенно) так и называются «О граблении Новоиерусалимского монастыря».
В 1994 году решением Священного Синода Русской православной церкви наместником монастыря был назначен архимандрит Никита (Латушко), который прежде нес послушание на Святой Земле - начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Распоряжением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 1380-р, огромными усилиями самых разных людей (в том числе академика Д. Лихачева) отдельные монастырские постройки были переданы Русской православной церкви (Московскому патриархату), монастырь зарегистрировал свой устав как ставропигиальный (под непосредственным подчинением Патриарху Московскому и Всея Руси Алексия 11) мужской монастырь.
Появились и первые послушники, затем рукоположенные во иеромонахи: иеромонах Никон (Каширин), иеромонах Алексий (Терентьев), иеромонах Тит, иеромонах Диодор.
На время передачи Воскресенский собор , включая гробницу Святейшего Патриарха Никона, лежали в руинах.
Сравнительно быстро был восстановлен Храм Рождества Христова в Трапезных палатах и освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием 11 в 1997 году.
В 1999 году Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием 11 был освящен Успенский предел Воскресенского собора.
В том же году была передана монастырю Богоявленская деревянная церковь в Гефсиманском саду.
Концепция Программы развития паломничества и туризма к памятным местам Русской Палестины разрабатывается в Администрации Истринского района.
Директор Благотворительного фонда «Русская Палестина Н.А. Колотий