написать письмо






Открытое письмо в редакцию газеты «Культура»

Мы, православные верующие Истринского края, почитатели Святейшего Патриарха Никона, его трудов и наследия, не можем быть в стороне и не участвовать в сегодняшней судьбе Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, его восстановления и воскресения живого монастырского деланья. Присоединимся к словам Главы государства Дмитрия Медведева, возведшего в ранг государственных задач восстановление памятника- Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: «Ново-Иерусалимскому монастырю, как принято говорить, - Русской Палестине, нет равных среди такого рода явлений, такого рода памятников истории и культуры, и он по праву рассматривается как особое место. И, наверное, прежде всего именно потому, что это - единственная удавшаяся попытка точно воссоздать образ Святой Земли. Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа, а без этого невозможно решить ни одну сложную задачу, которая стоит сегодня перед нашим государством... И первое, что необходимо сделать- это провести срочный ремонт гибнущих зданий…»

Построенный на нашей подмосковной земле Воскресенский монастырь связан с именем Святейшего Патриарха Никона, известнейшей в нашей истории личностью. Он построил 3 монастыря, но самый известный -Новый Иерусалим. Уникальный архитектурный памятник первый в своей эпохе был подчинен строгому плану, с обозначенным святым центром на Сионском холме и преображенным, осмысленно подчиненным ландшафтом. Патриарх обозначает сакральность дальнего и ближнего к Воскресенскому храму пространства как : река Иордан, гора Елеон, Фавор, Кедронский поток, Вифания, Вифлеем, Самария, Капернаум. На этом пространстве были расположены или задуманы храмы, часовни, кресты.

Мы все знаем о великой идее Патриарха Никона- создании Нового Иерусалима как иконы Святой Земли. Каждая, даже самая малая часть этого замысла наполнена богословско-философским, историческим смыслом. С надеждой мы встретили мнения Святейшего Патриарха Алексия II и Главы государства, высказанные ими после прошлогоднего посещения монастыря, о научно-обоснованном, специальном, комплексном решении реставрации великого памятника, без отрыва основного монастырского комплекса от окружающего ландшафта и находящихся вокруг архитектурных объектов.

Поэтому нас так шокировал результат «реставрации» самой древней и авторской, никоновской постройки- Богоявленской пустыни (1658 год). По монашеской традиции скит (Богоявленская пустынь) был построен Патриархом для молитвенного уединения. Полностью сохранилась авторская концепция, которая представляет яркое воплощение особенностей русской архитектуры XVII века. По этой постройке мы можем судить об архитектурном стиле никоновской эпохи, потому что основной комплекс монастыря был достроен и перестраивался на протяжении 200- летнего отрезка времени. Скиты, пустыньки, кельи-срубы русские монахи строили по благочестивому примеру древних восточных пустынножителей как места уединения и подвижнического подвига и молитвы. Но как ни уединялись они в разнообразной русской природе, всегда были доступны для страждущих богомольцев, ищущих наставнического слова паломников, будущих насельников монастырей. Братолюбивые христианские традиции Русского православия были хорошо известны и популярны в Никоновских монастырях. Поэтому и скит, где Патриарх молился, был условно выделен или отделен небольшой канавкой- рвом, но скорее уединение монаха было ограждено правилами благочестивого воспитания христианского народа.

Что же появилось и в результате воплощено архитектором Горячевой М.Ю., автора проекта реставрации Богоявленской пустыни? Появился новый «ансамбль»- «Богоявленская пустынь в ограде», причем, ограда доминирует в « ансамбле» своей брутальностью и вульгарным, неомодерновым стилем, с неизменными для современного коттеджного строительства арочными воротами. Такой простоватый, хозяйственный подход к ограждению памятника от «варваров» совершенно не предполагает его участия в сакральном пространстве христианского мира. В двух шагах от пустыни течет река Истра- Иордан. Туда на великое освящение вод, в праздник Богоявления идет крестный ход от монастыря, раньше он шел мимо Богоявленской пустыни. Теперь ограда поглотила дорогу- путь крестного хода, и что теперь? Будут прорубать новую дорогу среди деревьев Гефсиманского сада?

Хотим заметить, что для нас дорога эстетическая традиция восприятия образа древней церковной постройки, когда природа была драгоценным обрамлением русского храма. Искусственное отсечение от внешнего мира Богоявленской пустыни, от Гефсиманского сада, от монастыря, от паломников, нарушает восприятие комплекса всех святынь, вкупе создающих глубокую молитвенную атмосферу, тождественную Святой иконе Русской Палестины.

Хотелось бы сказать о неблагоприятном впечатлении от результата реставрации памятника «по- Горячевски». Не в традициях настоящей реставрации заявлять себя «соавтором» первоначального создателя памятника. Неужели открыто и доказано, что во время Никона на крышу этой небольшой легкой постройки была поставлена такая мощная кирпичная ограда, точно повторяющая ограду крепостной стены монастыря, построенной зодчим Яковом Бухвостовым в 1694 году (через 36 лет после строительства скита)? Кирпич имеет свой модуль, масштаб, вес. То, что годится для внушительной крепостной стены, призванной защищать, совсем иначе воспринимается на крыше небольшой постройки. Очень пропорциональный, стройный скит с этой горячевской оградой стал тяжеловесным (просчитали ли вес кирпичной ограды на стены и фундамент?)

На известных нам гравюрах, фотографиях скита такой ограды не было. Были белокаменные с деревянными решетками, просто деревянные ажурные, легкие, прозрачные, никогда не умаляющие построенных на крыше: церкви Святых Апостолов Петра и Павла, звонницы. Если даже почти за 350 лет существования пустыни какой-то «радивый» монастырский хозяйственник, без эстетического чутья, взгромоздил такую ограду на крышу, то (кирпич- материал вечный) какие-то осколки, фрагменты большие и малые должны были быть найдены в земляном слое вокруг скита. Не было слышно, чтобы такие находили (даже при строительстве брутального фундамента под ограду). Поэтому мы называем реставрацию скита Горячевой «соавторством» первоначальному зодчему. Ведь говорят, что Воскресенский монастырь будет восстанавливаться только как комплекс святынь Русской Палестины, не отклоняясь от задуманного Патриархом Никоном первообраза. Если так начата реставрация самой древней, авторской, никоновской части, то что нас ждет дальше?

Православные граждане города Истры (всего около 20 подписей)