написать письмо



Русская Палестина Патриарха Никона. Дарна.

Общеизвестно, что Русская подмосковная Палестина с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем – иконой Храма Гроба Господня в Палестине в композиционном центре - это образ Святой Земли, созданный в середине XVII века в Подмосковье по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси.
Однако, немногие задумывались о том, что еще и задолго до XVII века в этих местах уже располагались святыни - аналогичные находящимся в Святой Земле - богоданная карта Святой земли.
По-другому говоря, не только ландшафт живописной местности приглянулся Святейшему Патриарху Никону для создания грандиозной иконы Святой Земли, но и находящиеся здесь храмы, которые воспроизводили главные христианские святыни Палестины.
Каноническое обоснование замысла воспроизведения мест земной жизни и крестных страданий Спасителя в окрестностях реки Истры Патриарх Никон изложил в своем знаменитом «Возражении» (хоть и искаженной Паисием Лигаридом, но тем не менее, отражающей некоторые идеи Патриарха Никона).
В ответ на обвинения Газского митрополита Паисия он писал: «Глаголеши, ответотворче, яко един есть Иеросалим на земли, а вторый на небеси. Покажи мне описание, яко же небеснаго, тако и земнаго, качество и количество». Однако, идея имела уже конкретные предпосылки, так как еще в дониконовские времена, в XVI веке, топонимика местности вокруг реки Истры весьма напоминала палестинскую.
Например, село Петровское – Рождественское соответствовало своему первообразу в Святой Земле- Вифлеему и Святейший Патриарх Никон приобрел его в вотчину Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 1658 году. Видимо, не случайно село Петровское-Рождествено с деревнями, по Соборному уложению, в 1668 г., когда Патриарх Никон находился в ссылке, тем не менее, было утверждено за Воскресенским монастырем.
В показаниях стряпчего Воскресенского монастыря Ивана Аристова говорится: «въ селъ Петровскому стоить церковь Рождества Христова съ приделами пуста и церковною землею, по продаже боярина князя Юрiя Петровича Буйносова-Ростовскаго съ 7166 (1658) г. владъютъ къ Воскресенскому монастырю, пашню пашутъ и съно косятъ на монастырь». 30 июля 1696 года (после кончины Святейшего Патриарха Никона) по указу патриарха велено братии Воскресенского монастыря по ее прошению селе «Рождественском на пустовой церковной Рождественской земли» построить вновь церковь во имя Рождества Христова деревянную.
Святейший Патриарх Никон купил село понятно, что не случайно. Из истории села следует, что Патриарх, видимо, посвятил в свои планы братию монастыря, трогательно исполняющую и спустя много лет после кончины Патриарха его волю, что следует из челобитной братии монастыря о строительстве в селе новой церкви Рождества Христова. В древности село Петровское называлось «Соколово», так как поблизости находилась Соколовская пустынь, вотчина Воскресенского монастыря, место пустынножительства монахов.
Воля Патриарха Никона свято соблюдалась братией Ново-Иерусалимского монастыря и спустя столетия после его кончины.
Так, в 19 веке стараниями братии монастыря была построена Крестовоздвиженская церковь в селе Дарна. О кресте Господнем известно предание.
Когда к Аврааму пришли три ангела (мы сразу вспоминаем икону Андрея Рублева), то у каждого из них был жезл (посох), каждый из разного дерева.
Лот согрешил и пришел к Аврааму, чтобы тот наложил на него епитимию.
Авраам велел Лоту поливать посохи ангелов водой из Иордана, пока из них не вырастут деревья. Десятки лет праведный Лот поливал посохи, пока из них не проросло одно дерево с тремя стволами.
Более тысячи лет росло это дерево, пока его не спилили для строящегося храма Соломона.
Однако, не удалось использовать дерево, так как оно изменяло размеры. Тогда бросили его в Овечью купель (Вифезду), где оно еще полторы тысячи лет пролежало, а затем из него сделали крест Спасителя, чтобы он был потяжелее.
Именно во имя будущего креста Господня в Овечью купель периодически спускался ангел, возмущал воду, и кто первый входил, тот исцелялся. Вот там, согласно Евангелию, исцелил Христос больного, который никак не мог попасть в первый момент возмущения воды в купальне.
На месте спиленного трехствольного дерева в Святой земле расположен Крестный монастырь, который знаменит также тем, что в нем сохранилось прижизненное изображение грузинского поэта Шота Руставели.
Именно во образ Крестного монастыря в Истринском районе в XIX веке последователями Святейшего Патриарха Никона был сооружен Крестовоздвиженский храм в селе Дарна по аналогии с Крестным монастырем в Палестине. Сегодня настоятелем Крестовоздвиженского храма является священник Константин Волков, трудами которого церковь возродилась фактически из пепла. В 2009 году стараниями этого прихода была издана книга об истории храма, которая так и называется : «Дарна - частица Святой земли».
Глядя сегодня на величественный храм, мы вспоминаем Святейшего Патриарха Никона, создателя нашего города и этого чуда - богоданной иконы под открытым небом - ландшафтной иконы Святой Земли.