написать письмо












Пасха на Святой Земле

Все фотографии здесь

      С 1 по 11 апреля с.г. паломническая группа от Отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата находилась в Святой земле по приглашению Русской Духовной миссии (РДМ).
      В составе группы (32 человека) были представители разных регионов России, Эстонии, а также и директор Благотворительного фонда «Русская Палестина».
      Хотелось не только провести самые главные для любого христианина дни в Святой Земле, чтобы прикоснуться к Благодати, но и, конечно, обнаружить параллели между святыми местами в Палестине с их иконными отображениями на истринской земле. В какой-то степени это удалось.
      Разместились в гостинице РДМ в Вифлееме, рядом с базиликой Рождества Христова. Это новая отличная гостиница (фото 1) на палестинской стороне, поэтому границу приходилось пересекать иногда по нескольку раз в день. Граница- это высокий металлический забор, с палестинской стороны разрисованный карикатурами.
      Программа паломничества была исключительно насыщенной. Гидом и руководителем группы была монахиня Горненского монастыря матушка Силуана, грамотная, решительная, нередко находящая выход из безвыходных ситуаций, большая молитвенница. Перемещались мы на автобусе РДМ. Практически постоянно в дороге пели тропари, соответствующие случаю песнопения, читали Евангелие. В составе группы были профессиональные певчие, которые великолепно пели и по-русски, и по-гречески.
2 апреля, Великий Понедельник
Выехали в Иерусалим.

      Храм Гроба Господня -ощущение несказанной благодати и недоумения (за что нам, грешным, такое чудо?) Очень много общего с Воскресенским собором в г. Истре (фото 2).
      В первый же день произошло чудо, хотя для тех, кто не первый раз в Святой земле- это почти обыденность. В Храме Гроба Господня есть католический придел Жен-Мироносиц. Там три иконы, совершенно черных. Справа от центральной - образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения — лик Богородицы. Глаза ее опущены и скрыты под веками. Письмо очень темное, едва различимое. Как написано на фотографии этой иконы, в течение долгого времени икону посещали редко. Лишь иногда местные арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи.
      Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986 году за неделю до праздника Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. И действительно, лик у иконы обновился, с тех пор многие видели ее открывающей глаза, а некоторые и плачущей.
      На следующий же день Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и Всея Палестины Диодор отслужил возле иконы молебен.
      В Великий понедельник сего года в темноте только грек-монах подсвечивал фонариком образ Скорбящей Божьей Матери. На фоне ясно просматривался образ. Глаза были полностью закрыты. И вдруг медленно веки стали подниматься, и глаза практически полностью открылись. Несколько минут Матушка Богородица смотрела как бы вниз, но казалось, что и на нас. Сбежались люди, некоторые стали петь : «Царица моя преблагая…» Больше всего поразила реакция «бывалых»: «Ну и что? Это часто бывает.» Обычное, мол, дело- икона открывает глаза.
      Через 2 дня была сделана фотография со вспышкой (фото 3). Изображение размыто. На снимке, если присмотреться, то один глаз чуточку приоткрыт.
      В Храме была открыта комната с многими мощами и реликвиями. Мы приложились к иконе Елены и Константина, в которую вмонтированы части креста Господня. Здесь были мощи Иоанна Златоуста, Василия Великого, Целителя Пантелеймона и многие другие святые мощи.
      В одном из католических приделов хранится несколько православных древних чудотворных икон. Однако, историю только одной нам рассказал греческий монах. Это Иерусалимская икона, от которой был голос святой Марии Египетской идти за Иордан в Иудейскую пустыню (фото 4). В тот же день были в Гефсимании, в семейном склепе, где похоронены Иоаким, Анна, Иосиф Обручник, поклонились Гробнице Божьей Матери.
      В Гефсиманском саду, где растут оливы, видевшие Спасителя, располагается Русский Гефсиманский монастырь св. Марии Магдалины (РПЦЗ). Матушки мыли храм, готовились к Пасхе. Однако, присоединились к нашей группе, когда мы стали петь акафист Святой великомученице Елизавете Федоровне и инокине Варваре, мощи которых почивают в Храме Святой равноапостольной Марии Магдалины (фото 5)
      На месте Вознесения Господня на Елеонской горе приложились к камню, на котором отпечатался след ноги Спасителя в момент Вознесения. Копию с этого камня в прошлом году привезли в г. Истру и на Вознесение Господне пронесли крестным ходом от места закладки храма Вознесения до будущей Елеонской часовни. Интересно, что другой отпечаток стопы Спасителя в момент Вознесения хранится в мечети Аль Акса и почитается мусульманами как великая святыня.
      На горе Елеон расположен также Русский Елеонский женский монастырь (РПЦЗ), который знаменит также и тем, что на этом месте дважды была обретена честная Глава Иоанна Предтечи. Пол в церкви сохранился со времен царицы Елены, матери императора Константина Великого (фото 6, углубление справа- место обретения Главы Иоанна Крестителя). В монастыре есть две чудотворные иконы: Скоропослушница, чудесным образом обновившаяся в 1917 году и сравнительно новая (начала 20 столетия) икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
      Великой святыней является также след стопочки Богородицы в момент Вознесения Спасителя (фото 7). Проезжали мы и Урин сад. На карте города Воскресенска 19 века он помечен (фото 8). Как написано во 2 книге Царств (11:14-15):
Царь Давид, любимец народа, покоритель Голиафа, увидел Вирсавию, жену Урии Хеттеянина. Он ее призвал и любил ее. Затем Давид написал военоначальнику Иоаву , и велел поставить Урию там, где будет самое сильное сражение, чтоб он был убит. Так и случилось. «Тогда послал Господь пророка Нафана к Давиду, и тот пришёл к нему и сказал: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;..» (2 кн. Ц. 12:1). И далее Нафан рассказывает царю притчу о том, как богач отнимает у бедняка его единственное достояние - овечку, отнимает, чтобы приготовить «обед для странника», отнимает, хотя у самого «было много мелкого и крупного скота. А у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;..» (2 кн. Ц. 12:2-3). И вот эту единственную овечку богач отнимает у бедняка. И когда царь возмущается поведением богача и говорит: «жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это», пророк бросает ему горькие слова: «ты - тот человек!» (2 кн. Ц. 12: 5,7).
Опечаленный Давид пишет знаменитый Псалом 50: «Помилуй меня, Боже, по велицей милости твоей…»
      Вирсавия стала матерью будущего царя – Соломона, который создал гениальные творения, построил первый храм Соломона и много хорошего содеял для своего народа и для всех нас.
      Поучительна эта история, как мне кажется, еще и тем, что всегда должны находиться вокруг царей люди, которые не боятся говорить им горькую правду.
3 апреля (Великий Вторник)
      Всего 2 раза в год: в этот день, а также в Крещение Господне, открывается приграничная территория на границе с Иорданией, и Патриарх Иерусалимский совершает молебен на месте крещения Господа нашего Иисуса Христа, а затем есть теоретическая возможность на этом же месте погрузиться в воды реки Иордан и паломникам.
      Невероятные тысячи людей (Пасха православная и католическая в этом году совпали), толчея, отнюдь не лояльные израильские полицейские, и нас фактически сталкивают в священную реку. Одно только осознание того, что в этих же водах Иоанн Предтеча крестил нашего Господа, и именно здесь был голос с небес : «Се есть сын мой возлюбленный и на нем же мое благоволение…» не дает нам, паломникам из России, почувствовать, что температура воздуха 16 градусов, а воды - еще ниже. Совсем не холодно. Вода желтая, берега крутые. Войти было легче, чем выйти, но помимо огромной радости, других ощущений нет.
      И снова мы обмениваемся своим недоумением: «Нам, недостойным, и такая благодать!»
      Едем в монастырь Святого Георгия Хозевита. Он расположен примерно на 300 метров ниже нулевой отметки, где остался автобус и на расстоянии примерно 20 км к востоку от Иерусалима (город Дедовск, рам Святого Георгия Победоносца?). Идем в ущелье пешком. Самые немощные нанимают осликов.
      Красивый древний греческий монастырь (фото 9). Легенды, предания. Пещера, где жил Илья Пророк, а затем Святой Иоаким, которого из-за отсутствия детей прогнали из храма (у древних евреев было поверье, что Господь не дает детей только за тайные либо явные грехи), вымолил человечеству Пресвятую Богородицу.
      Неподалеку расположен древний монастырь Преподобного Герасима Иорданского и Святой Преподобной Марии Египетской. Именно здесь Святая Мария переходила реку Иордан, и в окрестностях монастыря несла свой подвиг отречения от мира. Преподобного Герасима Иорданского на иконах изображают со львом. Связано это с легендой. Жил в монастыре ослик, который возил грузы, крутил жернова и выполнял всю необходимую работу. Часто в монастырь наведывался лев. Царь зверей лежал у ног Преподобного и свободно перемещался по территории монастыря. Однажды мимо монастыря проходил караван. Ослик пошел за караваном. Преподобный подумал, что это лев съел ослика и сказал льву, что теперь ты будешь выполнять всю работу за ослика. Лев принялся перевозить грузы и безропотно выполнять работу за ослика.
      Прошло время, караван вернулся. Лев увидел ослика, отгрыз веревку, которой ослик был привязан и привел ослика к Преподобному. Тогда Преподобный понял, сколь велико смирение бессловесного животного. Лев снова стал приходить и уходить, когда ему хотелось. Однажды, в момент отсутствия льва, Преподобный преставился, и его похоронили. Долго лев искал Преподобного Герасима. Тогда его отвели на могилу Преподобного. Лев лег на могилу и лежал, пока не скончался. Вот такие смирение и преданность у бессловесных тварей, которым можно поучиться и людям.
      Проезжаем город Иерихон, где часто проходил наш Господь.
      Вот и засохшая смоковница, на которую залез мытарь Закхей, чтобы лучше увидеть Спасителя (фото 10) В Евангелии от Луки читаем:
«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Направляемся на гору искушения (Сорокадневную гору).
«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там 40 дней он был искушаем от Диавола…»(Лука,4:1-2)
С трудом поднимаемся до монастыря, прикладываемся к камню, на котором Господь молился 40 дней после крещения в водах Иордана.
      На вершине горы дореволюционный фундамент монастыря, русская пустующая территория. Зато рядом ресторан, к которому можно добраться на фуникулере (фото 11). Израильские власти осваивают иудейскую пустыню. Православные греки в разных местах ущелья даже установили кресты (фото 12), чтобы ограничить экспансию святых мест.
Едем в католический монастырь, где жил Иоанн Креститель. Пещера, где он жил, святой родник с чистейшей водой.
      Рассказ о том, как святая Елизавета, мать Иоанна, спасалась с младенцем в пещере от солдат царя Ирода, который приказал убить младенцев до двух лет. В это время святой Захария, священник, отец Иоанна, служил в храме. Солдаты и убили его прямо в храме. Становится лучше понятно, почему Иосиф Обручник с Богородицей поспешил в Вифлеем, а затем в Египет, скрываясь от солдат Ирода.
      По дороге в Вифлеем заезжаем в Вифанию. Гробница Святого Лазаря четверодневного (фото 13). Слушаем о чине погребения у древних евреев. Это интересно, чтобы понять до конца, как подготавливали тело Господа до его Воскресения, почему Жены Мироносицы пришли к пещере, когда обнаружили лишь лежащие пелены. Тело «повивали» плащаницею на камне повития, затем помазывали миром на камне помазания. Специальный состав фактически бальзамировал тело, и ткань практически прирастала к коже. Поэтому в Евангелии сказано: «12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Апостол Петр удивлялся также и тому, что пелены лежат отдельно.
4 апреля (Великая среда)
Рано утром в Великую среду выезжаем в Яффу. Подворье РДМ, где накрыт стол: чай, фрукты, мед. Надо сказать, что шла страстная седмица, и если бы мы были дома, то вряд ли бы ели так разнообразно. Но нагрузки большие, поэтому нам внушали, что великие подвиги поста могут плохо для нас закончиться.
       Гробница праведной Тавифы. Это она шила для первых христиан бесплатно. Но вдруг умерла. Община обратилась к Апостолу Петру с просьбой ее воскресить, так как им трудно без Тавифы, некому шить на общину. Апостол Петр воскресил праведную Тавифу, после чего она еще долго прожила. Вот такая была вера у первых христиан.
       Приехали в чисто арабский город Лидду, примерно в 20 км на северо-запад от Иерусалима. Греческий храм Великомученика Георгия Победоносца. Мощи святого, рака, куда похоронили святые останки Георгия. Житие Святого Георгия общеизвестно, но нам поведали и местные легенды. Например, что в одном доме в городе Лиде жил христианин. На стене у него висела икона Пресвятой Богородицы и Великомученика Георгия. Христианин дом продал мусульманину, но иконы оставил. Мусульманин, отправляясь в дальнюю дорогу, обратился к иконам и попросил хранить его добро. Когда же он вернулся, то обнаружил свой дом разграбленным. Тогда он, обращаясь к иконе святого Георгия, сказал: «На женщину, да еще с ребенком, я не обижаюсь. Но ты воин и не защитил дом». Спустя короткое время все награбленное было возвращено, да еще и прибавлено.
      Почитание Великомученика Георгия среди мусульман города Лидды оставалось в основном неизменным на протяжении многих веков.
      Еще одна легенда. Храм города пришел в запустение. Средств на восстановление не было. Тогда одна женщина испекла пирог и, помолившись святому Георгию, велела сыну отнести пирог в церковь и поставить перед иконой Великомученика. В это время в храм зашли очень богатые купцы-мусульмане. Увидев пирог, они его съели. Но когда нужно было уйти, выхода они не нашли.
      Тогда один сказал, что видимо нужно бы оплатить пирог. Положили перед иконой деньги. Снова не выйдут никак. И только когда они оставили значительную сумму, то спокойно вышли. С оставленной суммы началось возрождение храма. Может быть, нашим женщинам приносить в храмы пироги? Перед иконой и мощами Великомученика, мы прочитали акафист, приложились к раке, набрали масла от мощей.
      Далее путь наш лежал в русский Горненский монастырь. Начинался он, как и многие другие русские храмы на святой земле трудами Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной Миссии. Его вспоминают постоянно и с большим благоговением.
      Святая земля Горнего монастыря помнит многие события библейской истории. Здесь был дом Святых Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи. Процитируем святое Евангелие:
«39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ,br> 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды»

      Елизавета, двоюродная сестра Царицы Небесной, к которой более чем за сотню километров пешком из Назарета «в Нагорную страну, в город Иудин», где и располагается Горний монастырь, спешила Богородица сообщить своей родственнице Благую весть, которую получила от Архангела Гавриила. А Елизавета уже была на шестом месяце беременности. Царица Небесная прожила в доме Захария и Елизаветы 3 месяца. Так как у Елизаветы приближалось время родов, а по обычаю, съезжались многие родственники, то Пресвятая дева отправилась в обратный путь, в Назарет. Теперь в Горнем монастыре в праздник Благовещения игуменья монастыря матушка Георгия оставляет свое кресло и передает управление монастырем на три месяца Божьей Матери. Над креслом помещается Казанская икона Божьей матери, прославившаяся многими чудесами, и монахини на все свои дела просят благословения у Царицы Небесной. Говорят, что всегда эти 3 месяца проходят без каких-либо неприятностей.
      У входа в Казанский храм Горненского монастыря находится часть камня, с которого святой Иоанн Предтеча произнес свою первую проповедь. Пещерный храм Иоанна Предтечи на территории Горненского монастыря.
      Игуменья монастыря матушка Георгия встретилась с нашей группой, показала реликвии, хранящиеся в монастыре, подарила сувениры. На Всенощной в храме Казанской иконы Божьей Матери мы все исповедались и испросили благословения причаститься в Великий четверг.
      На следующий день в 5 часов утра мы выехали в Иерусалим в Троицкий собор РДМ вблизи старого города и храма Гроба Господня. Служба очень красивая, хор Троице-Сергиевой Лавры, участвовали в службе 4 архиепископа, несколько десятков священников. Причастились и отправились в старый город к Храму Гроба Господня на чин омовения ног.
      А в Великий четверг на высоком помосте Патриарх Иерусалимский Феофил со своими епископами бросают жребий, кому каким Апостолом быть. Тот, которому выпало быть Иудой, снимает головной убор. Далее разыгрывается сцена тайной вечери, заканчивающаяся тем, что Патриарх, подражая Христу, омывает ноги своим епископам.
      Отдаленное представление об обстановке, сопутствовавшей чину омовения ног, дает фото 14.
      Конечно, древняя церемония, вековой обычай, но на наш русский взгляд, есть в этом розыгрыше нечто кощунственное. Греки же умиленно рыдают.
      Нам все-таки сложно понять, ради чего мы после бессонной ночи и жуткой толкотни случайно оказались у самого помоста (усилиями братской эфиопской церкви).
5 апреля (Великий четверг)
      Великий четверг, тайная вечеря в Сионской горнице. Как же не посетить это место! Место это никому не принадлежит. Крестоносцы построили храм, мусульмане- мечеть, а евреи –синагогу. Все это можно видеть на снимке (фото 15). Читаем Евангелие. В Сионской горнице воспринимается оно совершенно не так, как дома. В Святой Земле любую молитву, чтение Евангелия воспринимаешь совсем по- иному. Так, как будто все это происходит сегодня.
6 апреля (Великая Пятница)
      Крестный ход в старом городе, проходим крестный путь Господа нашего Иисуса Христа. Идем с крестами от Претории, где Понтий Пилат осудил на смерть Спасителя, а римские солдаты плевали и издевались над ним до Голгофы. На каждой остановке Спасителя читаем Евангелие и поем тропарь.
      В плотной толпе очень много христиан из Индии (фото 16). Они оснащены динамиками и громко поют гимны. Так как камни в старом городе отполированы веками, то они очень скользкие.
      Видимо, чтобы не было пыли, нам льют под ноги воду. Вот когда израильские полицейские «из соображений безопасности» сделают посещение святых мест не просто сложным, а невозможным (кажется, это время не за горами), тогда мы и вспомним о Русской Палестине Патриарха Никона!
      Вот первая остановка Спасителя на крестном пути, где он упал под тяжестью трехслойного креста, и Симон Киреянин стал ему помогать нести крест (фото 17). О кресте нам поведали интересное предание. Когда к Аврааму пришли три ангела (мы сразу вспоминаем икону Андрея Рублева), то у каждого из них был жезл (посох), каждый из разного дерева. Лот согрешил и пришел к Аврааму, чтобы тот наложил на него епитимию. Авраам велел Лоту поливать посохи ангелов водой из Иордана, пока из них не вырастут деревья. Десятки лет праведный Лот поливал посохи, пока из них не проросло одно дерево с тремя стволами. Более тысячи лет росло это дерево, пока его не спилили для строящегося храма Соломона. Однако, не удалось использовать дерево, так как оно изменяло размеры. Тогда бросили его в Овечью купель (Вифезду), где оно еще полторы тысячи лет пролежало, а затем из него сделали крест Спасителя, чтобы он был потяжелее.
      Именно во имя будущего креста Господня в Овечью купель ежедневно спускался ангел, возмущал воду, и кто первый входил, тот исцелялся. Вот там, согласно Евангелию, исцелил Христос больного, который никак не мог попасть в первый момент возмущения воды в купальне. На месте спиленного трехствольного дерева расположен Крестный монастырь, который знаменит также тем, что в нем сохранилось прижизненное изображение грузинского поэта Шота Руставели.
      Но наш крестный ход продолжается. Вот остановка Спасителя, где Вероника дала ему плат, отереть пот и кровь, на котором отпечатался лик (фото 18). Вот остановка, где Христос прислонился к стене, и на ней остался отпечаток его локтя (фото 19) Подворье РДМ Святого Александра Невского. Археологические находки- порог Судных врат (фото 20). Отсюда Спаситель вошел на Голгофу к месту крестной казни…
      В ночь на Великую субботу (в этом году- Благовещенье Пресвятой Богородицы) Литургия в Троицком соборе. Снова дивный хор и незабываемая служба. Причастились и в 5 часов утра отправились в старый город ожидать схождения благодатного огня.
7 апреля (Великая суббота)
      Только прошли, полицейский закрыли вход в старый город.
      Снова толпы народа, заграждения, постоянно изменяющие конфигурацию, «для нашего же блага». Казалось, что нам очень повезло, что мы сумели попасть в старый город. Не хотелось спорить с полицейскими, не то было настроение, но каким-то непостижимым образом мы оказались у входа в дворик Храма Гроба Господня.
      С заранее купленными пучками свечей (по 33 свечи) просто стояли много часов, никуда не пробираясь. Ни питья, ни удобств.
      И вдруг все вокруг изменилось. Оказалось, что не только я, но и многие другие вдруг ощутили неземную, небывалую радость. В этот момент раздался крик, вопль восторга и через минуту свечи наши пылали туманным оранжевым подобием пламени, которое не обжигало. Мы стали омывать огнем лицо, и по совету многоопытной матушки Силуаны, стали поскорее выбираться из старого города, так как после схождения огня всегда начинаются драки, которые кто-то регулярно организует, пользуясь не вполне вменяемым состоянием паломников, охваченных восторгом.
      Испытав единожды этот неземной восторг, сомнения в подлинности чуда просто не могут возникать.
      Предание о том, что год, когда благодатный огонь не сойдет, это будет год пришествия в мир антихриста, многим нам известно не было, поэтому материальных, убедительных и понятных атеистам причин для этой великой радости, у нас не было.
      Возвращаемся в гостиницу. Немного поспали и на Пасхальную службу в Храм Гроба Господня.
Пасха
Приехали в полночь. Святогробское время- 11 вечера.
      Нас убедительно просили не оставаться в Храме Гроба Господня и к 2 часам прийти в русский Троицкий собор на Пасхальную Литургию. Народу не просто много, а невероятно много. Забиты все улочки старого города. И все же мы испросили благословения причаститься в Храме Гроба Господня, что всем казалось невероятным. И вот толпа вталкивает нас в один из углов Храма, и мы замечаем, что в этом углу стоят хоругви, к которым нас и прижало с одной монахиней из нашей группы. «Все в порядке»,- сказала монахиня!»,-теперь все будет отлично» (фото 21). И, правда, дальше нас вынесло прямо к Кувуклии. Так и простояли мы всю пасхальную службу рядом с входом в Кувуклию. Хор размещался на балконах напротив Кувуклии (фото 22).
      Греческая служба непривычна для нашего уха. Выражение «пасхальная радость» к ней неприменимо. Это плач, часто без слов, древний и заунывный. Есть отдельные песнопения очень красивые, берущие за душу. Закончилась служба. Сказали, что причащать будут на Голгофе. Поднялись на самое святое место страданий Господа нашего. Причастились. У греков не принято запивать причастие. Дают антидор, который из храма выносить не положено. Тихо в храме, идет причастие. И вдруг с первого этажа слышим «Христос воскресе!» и весь храм громко восклицает «Воистину воскресе!». И так три раза. Понятно, что большинство в храме, кто остался на причастие – русские.
      Вот так подтвердились слова опытных наших матушек-монахинь Горненского монастыря, что попасть куда-то либо не попасть- на службу ли, на Благодатный огонь -это не зависит от расторопности, предприимчивости и прочих людских качеств, а совершается только непостижимой волей Божьей. В данном случае, как мне кажется, все чудесные случаи, - все это по молитвам Схиархимандрита Власия (Перегонцева), который благословил мою поездку, а также по молитвам матушки Силуаны, нашего гида.
      Интересно, что когда мы приехали в Храм , звучал орган. Видимо, в одном из католических приделов шла служба. И хотя у католиков тоже Пасха, но ночной службы у них в Храме Гроба не было. Как нам стало понятно (раньше об этом мы не задумывались) у католиков причастие- это облатки , т.е. только тело Христово. А вино дается только священнослужителям, так как крови остальные не достойны. И как же повезло нам родиться православными!
      Темно, через древний город, где все арабские лавочки закрыты, и город выглядит непривычно, идем в Троицкий собор, где продолжается служба. Странно, но усталости не чувствуется. В 5 утра разговление в трапезной гостиницы. РДМ прислала нам освященные куличи и яйца, а арабы приготовили вполне приличную еду.
      Воскресенье, едем в Храм Гроба на чтение Евангелий на разных языках. И снова не вполне объяснимые события. Обжигаем пучки свечей у Кувуклии, чтобы привезти домой, а огонь снова не обжигает. А ведь прошли сутки! Мы такого не слышали никогда! А затем спокойно, первыми берем восковые печати от большой печати, которой опечатывалась Кувуклии перед схождением благодатного огня. Эта святыня называется «Кустодий». До момента схождения благодатного огня на трехдневном ложе Господнем, в Кувуклии, ставится большая чаша с маслом, а в центре, на возвышении в чаше- вата, которая и загорается.
      Вот масло от чаши нам также дали монахи «Братства Гроба». Как то все необычно получается, все-то нам дают, всюду мы успеваем (см. выше, по чьим молитвам это происходит).
9 апреля, Светлый понедельник.
Вифлеем
      Чтобы мы отдохнули, поездки были близкие: поход в Базилику Рождества Христова в Вифлееме, поездка на поле пастухов, где в греческом монастыре покоятся святые останки пастухов, которые пришли приветствовать родившегося Господа нашего. В Базилике мы бывали практически ежедневно, в том числе и на службе. Это самый старый храм на Святой земле, времен царицы Елены. Не разрушен мусульманами, так как на фасаде было изображение волхвов в чалмах. Поэтому они не поняли, что это христианская церковь.
      Прикладывались мы к Звезде на месте рождения Господа. Прикладывали к ней иконки, крестики, как и к другим святыням.
      На колонне в Базилике есть икона Спаса Нерукотворного, из глаз которого несколько лет назад проливались кровавые слезы. Показали нам отверстия в колоннах, из которых вылетели пчелы и осы, которые стали жалить турок, въехавших в храм на лошадях. С тех пор в храм можно попасть через «ворота смирения», в которые, не наклонившись, не пройдешь.
      Удивительная чудотворная икона «Вифлеемская».
Хеврон.
      В Хевроне- подворье РДМ, храм строго называется «Святых Праотец Авраама и Сары и дуба Маврийского». Как известно, под этим дубом, которому уже тогда было более тысячи лет, когда Аврааму явились три ангела (Ветхозаветная троица) с жезлами (посохами). Поэтому наш русский храм называют и Троицким. Удивительно, что в этом храме есть чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница», как и в Троицком храме, который рядом с Истрой.
      Дуб совсем засох (фото 23), но рядом из его желудей не один десяток лет растут два дуба, которые называют «Авраам» и «Сара». От этих дубов нам подарили желуди (вырастим в Русской Палестине!) и кору. Светлый вторник. Выезд в Галилею. Довольно далеко, едем часа три. Осень красиво. Просто рай. Назарет, громадный многоярусный католический храм над руинами домика Иосифа Обручника и Пресвятой Девы (фото 24). Идет служба. Народу на службе почти нет. По той же дороге, по которой 15- летняя Пречистая Дева ходила за водой (это довольно далеко) идем к греческому храму Архангела Гавриила (фото 25).
      Глубже осознаешь, сколь велико было смирение Пречистой Девы: уехать за многие десятки километров от родительского дома, в семью, где дети Иосифа были старше ее, и снабжать водой эту большую семью! Рассказывают местное предание. Сыновья Иосифа от первого брака, когда Праведный Иосиф почил, стали делить землю, которая ему принадлежала.
      Все они отказали Спасителю в праве участвовать в этом дележе: «Он не брат нам», кроме Иакова, который твердо сказал, что Иисус- ему брат и поделил свою часть земли поровну. Так он и вошел в историю «брат Иисуса по плоти». А кто знает по именам остальных сыновей Иосифа?
      Над родником, который ушел за тысячелетия метра на три ниже уровня земли, икона Благовещения (фото 26). Воду из родника может набирать только священник, который передает ее вверх, нам, мирянам.
      Кана Галилейская. Греческий храм на месте, где Спаситель сотворил свое первое чудо, превратив воду в вино (фото водоноса- 27). Женихом на этой свадьбе был Симон, сын Клеопы, брата Иосифа Обручника. Именно поэтому родственникам предписывалось присутствовать на свадьбе. Гора Фавор. Можно ехать вверх на такси, но большая очередь. Идем по серпантину несколько километров пешком. Храм Преображения Господня (греческий, эмблема Братства Гроба на вратах).
Евангелие от Луки:
«28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, -- не зная, что говорил.»

Три кущи- фото 28.
Чудотворная икона «Акафистная»- на бумаге типографский черно-белый оттиск. Множество фотографий (обычай греков) и ценностей.
Камень, на котором Господь преобразился.
Едем на реку Иордан (фото 29). Похожа на реку Истру, даже растительность. Погружаемся по 7 раз, так как пророк Елисей избавил Неемана Сириянина от проказы, 7 –кратным погружением.
Река Иордан втекает в Галилейское (Тивериадское или Геннисаретское) море, не сливаясь с ним, затем втекает в Мертвое море, при этом вода в море не становится более пресной.
На берегу Галилейского моря - русский монастырь. Обед. Матушки кормят нас очень вкусной рыбой, которую ловил Апостол Петр. Называется она «мушта».
Напротив подворья РДМ- зеленая высокая гора, на которой располагалась деревушка Магдала, где и проживала Мария Магдалина. На берегу озера- святой источник Марии Магдалины, в котором Господь изгнал из Марии 7 бесов. Как считается здесь- это 7 ее болезней. По поводу того, что Равноапостольная Мария Магдалина, Жена- Мироносица, первая пришедшая к гробу Воскресшего Спасителя, вела когда-либо неправедную жизнь , такая версия с негодованием отвергается. Говорят, что это придумали в Ватикане в 15 веке.
Усталые, но переполненные благодатью, возвращаемся в Вифлеем и ночью улетаем в Москву.
Слава Богу за все!